Главная | Контакты | О колледже |Преподаватели|Обучение|Воспитание|Практика|НИР и НИРС|Студенты|Абитуриенту


Медицинский колледж
ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Детство в темных красках

В преддверии Дня Победы студентка Юлия Агафонова расспросила свою бабушку о прошедшей Великой Отечественной войне.

П.Ф. Агафонова со своей внучкой Юлией

Мы с интересом слушаем воспоминания тех людей, которые воевали на фронтах войны. Их, к сожалению, остается все меньше и меньше. Но попробуйте поговорить со своими бабушками и дедушками, и вы неожиданно для себя, узнаете, что многие из них жили в те страшные военные годы. Они расскажут вам про свою войну, какой они ее знают и помнят.

Почему нам так дороги и интересны эти воспоминания? Как взрослые говорят о войне, размышляют о причинах, приводят статистические данные. А дети войны…. Они просто жили, не раздумывая о причинах того, почему им так нелегко, просто воспринимали то, что происходило, страдая вместе со всей страной, они не награждены за это орденами и медалями. Люди просто выжили, и ими построена та страна, в которой мы сейчас живем. Это они, дети войны, повзрослев, отстроили разрушенные города и села, подняли целину, построили мощные электростанции и проложили железные дороги, полетели в космос.

Они не любят вспоминать войну. Ведь надо иметь мужество и волю, чтобы растормошить затянувшиеся душевные раны. Но эти люди могут многое рассказать нам. Воспоминания нахлынут, и, вспоминая все новые подробности, словно вернувшись в те непростые годы, они будут рассказывать нам о своей войне. Их детская память отметит, наверное, не самое важное, возможно, просто мелочи, пустяки. Но это – память сердца.

Я никогда не задумывалась о том, что моя бабушка – очень добрая, мудрая, всегда такая сильная, жизнерадостная, тоже ребенок войны. А когда я узнала об этом и попросила ее вспомнить о том времени, я увидела войну с другой стороны, словно глазами тех мальчишек и девчонок...

Сначала я увлеклась ролью корреспондента: заранее придумала и записала на листе бумаги то, о чем буду спрашивать «свою героиню», мою бабушку Агафонову Полину Федоровну.

– Ты можешь что-нибудь вспомнить о войне?

– Что-нибудь? О войне? Нужно?

Я заметила, что бабушка удивилась моему официальному тону, но уже через минуту я поняла, что для нее эта тема слишком серьезная и подыгрывать мне она не собирается. Она ласково посмотрела на меня, обняла и усадила рядом с собой. И мне уже совсем не хотелось перебивать ее.

– Часто всплывает в памяти детство, хоть и было оно тяжелым. И тут же, с тревогой и болью в сердце, думаю, как страшны были эти годы – годы той самой войны, о которой многие вспоминают.

– С чего началась война для твоей семьи?

– Многих слов из этого страшного сообщения по радио я тогда просто не понимала, ведь когда началась война, мне было всего 9 лет. Семья наша была уже в то время немаленькая: мама, папа и шестеро детей, один брат и четыре сестры. Я была третьим ребенком в семье. Самая младшая из нас – Разифа – родилась ровно за месяц до начала войны. Сначала мы не осознавали всего ужаса того, что случилось. Только почему-то мама и папа перестали улыбаться и шутить, все стали какие-то напряженные, озабоченные. Но мы, мальчишки и девчонки, не сразу поняли, какая страшная беда вошла в нашу жизнь. Наверное, это шло от взрослых, ведь никто не знал, что война затянется на долгие и страшные четыре года, все верили в скорую победу и в окончание войны. Но проходили дни, с фронтов приходили нерадостные вести.

– Бабушка, мне вспомнилось стихотворение А. Барто, послушай.

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметна
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

– Да, внучка, это стихотворение отражает наше состояние души тех лет. Спасибо, очень красиво.

– Можно ли быть добрым, гуманным к врагам?

– К врагам я испытываю жалость и добро, так как я считаю, что для них самым большим наказанием является осознание того, что они участвовали в таком массовом насилии и уничтожении наций и народов.

– А родители во время войны всегда были с вами рядом?

– Из многих семей уходили на фронт мужчины. Нашего отца тоже забрали. После его ухода на фронт, через несколько месяцев умирает моя мама. Шестеро детей остаются одни.

– Как же вы жили дальше?

– Внучка, мы не опускали руки и продолжали жить так, как будто слаще этой жизни и нет больше. Учились самостоятельности. С утра я бежала в школу, все остальное время работала в колхозе. На учебу времени оставалась все меньше и меньше. Да и возможности не было постоянно заниматься, поскольку в колхозе требовались рабочие руки. Но все-таки я учебу не бросила, хотя было очень тяжело. И так, собрав руки в кулаки, продолжали жить дальше. Через год умерла моя сестренка. Это был второй удар после смерти матери.

– А как вы пережили голод?

– Выжили. Мы слава Богу не голодали. Сажали огороды, летом варили лебеду, собирали крапиву, ягоды, грибы. Мерзлая картошка с колхозных полей весной заменяла сладости. С сестрами жили дружно, друг другу помогали.

– Были ли известия от отца?

– Приходили письма, и в один день получили письмо, которое все еще у меня перед глазами. Написали, что мой отец пропал без вести. Еще один удар настиг нас еще совсем молодых. Но к счастью, через время получили повторное письмо, отец писал из госпиталя. Он был ранен. Взрывом снаряда оторвало ему ногу. Нам было тяжело читать эти строки, но все таки он был жив, и мы надеялись, что скоро вернется. И все равно жили в постоянном страхе за его жизнь. Мы бы не пережили после потери матери еще и потерю отца. И страшно было за Родину в целом, за людей, которые умирали от голода каждый день.

– Помнишь ли тот день, когда вернулся отец?

– Я собиралась идти в школу, когда в дом вошел отец. На щеках блестели слезы. Он был на костылях. Все побежали к отцу, обнимали его, целовали. А он повторял только одно: «Германия разгромлена!» Плакали от радости, что уже все позади. Он искал глазами свою жену, и младшую дочь Разифу. Мы не знали, как ему сообщить эту весть об их смерти. Боялись, что он не переживет этого известия. Но я собралась духом и рассказала отцу все так, как было на самом деле. Он был ошарашен моими словами, но как настоящий мужчина не показал слез, а только поддержал добрыми, словами, понимая, что он нужен детям, и как единственный кормилец в семье, он должен поднять на ноги пятерых детей. Началась спокойная жизнь, хотя раны не заживали.

– Изменился ли твой характер после войны?

– Дети войны были маленькими «взрослыми». Впоследствии мы научились отстаивать свое «место под солнцем». Мы заботились друг о друге, и до сегодняшнего дня я борец. И пытаюсь передать эти качества своим детям.

– Закончилась ли для тебя война в настоящее время?

– Фактически да, но во сне часто всплывают лица, фрагменты того тяжелого времени, что напоминает о проклятой войне. Просыпаюсь, конечно, с болью в сердце.

– Каким было для тебя детство?

– Детство выпало нам тяжелое, я его вспоминаю в темных красках.

– Если бы тебе предложили прожить один день из детства, каким бы он был?

– Это был бы тот день, после войны, когда папа вернулся домой живым.

– Что бы ты хотела пожелать молодому поколению?

– С замиранием сердца я желаю молодежи чистого голубого неба, ярких красок, улыбок мам, чтобы их всегда окружали родные добрые людьми, и мира на века!

– Бабушка, как ты считаешь, чего сейчас всем народам не хватает для того, чтобы жить в мире?

– Думаю, народам нужно прислушиваться, понимать, сострадать, от души пожимать друг другу руки ради мира, счастья и любви на Земле!

Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы.
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны – боль отчаянна!
И сколько надо им минут молчания!

Л.М. Голодяевская

Студентка группы 03051120 Ю. Агафонова, 5.05.2014.
фото А. Мазур, на снимке П.Ф. Агафонова со своей внучкой Юлией

Web-master Олейниц Э. В.