Главная | Контакты | О колледже | Преподаватели | Обучение | Воспитание | Практика | Студенты | Абитуриенту | Выпускники


Медицинский колледж Медицинского института
ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Школа ухода
квалифицированно об уходе и просто о сложном

Сайт создан в рамках дипломной работы «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности медицинской сестры при организации школы ухода» студенткой группы 03051301 специальности 34.02.01 Сестринское дело Викторией Александровной Борисенко.

Материалы школы ухода разработаны при поддержке и консультативной помощи доцента Кафедры пропедевтики внутренних болезней и клинических информационных технологий НИУ «БелГУ» к.м.н. Ирины Петровны Пономаревой.

Главная

Оборудование комнаты

Проблемы ухода

Пролежни

Питание

Недержание мочи

Нарушения стула

Хроническая боль

Перемещение пациента

Конгнитивная дисфункция

Уход при онкологических заболеваниях

Уход при неонкологических заболеваниях

Когнитивная дисфункция

СОДЕРЖАНИЕ

КОГНИТИВНАЯ ДИСФУНКЦИЯ У ПОЖИЛЫХ

Когнитивные функции - наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним:

  • восприятие информации – гнозис;
  • обработка и анализ информации – внимание, обобщение, выявление сходств и различий, формально-логические операции, установление ассоциативных связей, вынесение умозаключений (интеллект);
  • запоминание и хранение информации – память;
  • обмен информацией, построение и осуществление программы действий – речь и праксис (целенаправленная двигательная активность).

Память - способность головного мозга усваивать, сохранять и воспроизводить необходимую для текущей деятельности информацию; функция памяти связана с деятельностью всего головного мозга в целом, но особенное значение для процесса запоминания текущих событий имеют структуры гиппокампового круга.

Гнозис - функция восприятия информации, её обработки и синтеза элементарных сенсорных ощущений в целостные образы; первичные нарушения гнозиса (агнозии) развиваются при патологии задних отделов коры головного мозга, а именно височной, теменной и затылочных долей.

Речь - способность обмениваться информацией с помощью высказываний; нарушения речи (афазии) чаще всего развиваются при патологии лобных или височно-теменных отделов головного мозга; при этом поражение височно-теменных отделов приводит к разного рода расстройствам понимания речи, а при патологии лобных долей первично нарушается способность выражать свои мысли с помощью речевых высказываний.

Праксис - способность приобретать, сохранять и использовать разнообразные двигательные навыки; нарушения праксиса (апраксии) чаще всего развиваются при патологии лобных или теменных долей головного мозга; при этом патология лобных долей приводит к нарушению способности построения двигательной программы, а патология теменных долей – к неправильному использованию своего тела в процессе двигательного акта при сохранной программе движений.

Внимание - отбор нужной информации, обеспечение избирательности различных программ своей деятельности, сохранение должного контроль над своим поведением; внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов; в отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет - оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них; внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой – психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность; внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности.

Интеллект - способность сопоставлять информацию, находить общее и различия, выносить суждения и умозаключения; интеллектуальные способности обеспечиваются интегрированной деятельностью головного мозга в целом.

В 1994 г. Международной психогериатрической ассоциацией при ВОЗ был предложен термин «возрастное когнитивное снижение» (англ. аging-аssociated сognitive decline) для определения ослабления памяти и внимания возрастного характера.

Механизмы развития возрастных когнитивных изменений

Клинические проявления нормального старения: обеднение мимики, некоторая общая замедленность, согбенная, старческая поза, некоторое укорочение длины шага; когнитивные симптомы: снижается быстрота реакции, становится труднее усваивать и реализовывать новую программу действия, снижается уровень внимания и объем оперативной памяти:

  • инволютивные процессы центральной и периферической нервной системы
  • уменьшением объема и массы головного мозга
  • уменьшение числа синаптических связей
  • уменьшается число и плотность дофаминовых рецепторов и снижается концентрация дофамина

Наверх


ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ И УХОДА

Важно отметить, что при нормальном старении снижение памяти и других когнитивных способностей носит практически стационарный характер.

Обратите внимание! Для дифференциального диагноза между физиологической возрастной когнитивной дисфункцией и начальными признаками патологического ухудшения высших мозговых функций существенное значение имеет анализ характера нарушений памяти.

При нормальном старении забывчивость связана преимущественно со снижением активности запоминания и воспроизведения, в то время как первичные механизмы памяти остаются сохранными. В отличие от этого при болезни Альцгеймера нарушается сама способность усвоения новой информации. Поэтому внешняя организация процесса запоминания в сочетании с подсказками при воспроизведении в значительной степени компенсирует возрастную забывчивость, но малоэффективна при болезни Альцгеймера, в том числе на ранних ее стадиях.

Эти данные легли в основу метода дифференциального диагноза нормального и патологического старения, впервые предложенного Гробером и Бушке.

Диагностические критерии связанного со старением когнитивного снижения, разработанные Международной психогериатрической ассоциацией ВОЗ (1994):

критерии включения:

  • когнитивные нарушения, отражаемые в жалобах пациента или его ближайшего окружения;
  • постепенное развитие нарушений и их наличие в течение минимум 6 месяцев;
  • нарушения в одной из следующих сфер: памяти, внимания, мышления, речи, зрительно-пространственной ориентировки;
  • результаты нейропсихологических тестов минимум на одно стандартное отклонение ниже нормы, разработанной для данной возрастной группы.

критерии исключения:

  • наличие умеренного когнитивного расстройства;
  • наличие соматической патологии, способной привести к когнитивным нарушениям;
  • органическая патология головного мозга;
  • выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства: депрессия, тревога, делирий и др.;
  • употребление психоактивных веществ.

Запомните!

О синдроме «возрастного когнитивного снижения», не связанном очевидным образом с каким-либо установленным соматическим, неврологическим или психическим заболеванием, можно говорить в случаях ухудшения одной или нескольких когнитивных способностей, отклоняющихся от среднестатистических показателей для данной возрастной группы, превышающих их, но не достигающих выраженности деменции.

Функциональные причины

Переутомление.

Нервные стрессы и перегрузки.

Отрицательные эмоции.

Органические причины

Недостаточность кровоснабжения головного мозга (гипертоническая болезнь, сердечно-сосудистая патология и инсульты).

Возрастное уменьшение массы головного мозга (атрофия).

Другие заболевания головного мозга

Сердечно-сосудистая недостаточность.

Болезни внутренних органов и обмена веществ.

Злоупотребление алкоголем или другие отравления.

Неблагоприятные прогностические факторы, повышающие риск трансформации в деменцию

  • низкий уровень интеллектуальной активности;
  • наследственная предрасположенность к деменции;
  • сосудистые факторы риска (артериальная гипертензия, гиперлипидемия, гипергомоцистеинемия);
  • наличие аффективных нарушений.

Профилактика

  • умеренное употребление алкоголя (не более 1 стандартной дозы в день), «средиземноморская» диета;
  • умственная активность;
  • эмоционально насыщенная жизнь с широкими социальными контактами;
  • адекватный контроль артериальной гипертензии с нормализацией или стабилизацией артериального давления;
  • коррекция гиперлипидемии (диета, статины);
  • коррекция сахарного диабета, гипергомоцистеинемии;
  • коррекция дефицита тестостерона (у мужчин) или эстрогенов (у женщин), адекватная терапия сопутствующих заболеваний, особенно протекающих с сердечной и дыхательной недостаточностью,
  • отмена или снижение дозы лекарственных препаратов, оказывающих негативное влияние на когнитивные функции, например холинолитиков или седативных средств.

Для оценки тяжести когнитивных нарушений применяются как количественные нейропсихологические методики, так и клинические шкалы, которые оценивают и когнитивные, и другие (поведенческие, эмоциональные, функциональные) симптомы деменции и нарушений памяти. Одной из наиболее полных клинических шкал, весьма часто применяемой на практике, является Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating)

Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating)

2 и 3 позиции данной Шкалы соответствуют легкому когнитивному расстройству, а 4 - 7 - деменции (согласно МКБ-10).

1 - нет ни субъективных, ни объективных симптомов нарушений памяти или других когнитивных функций.

2 - очень мягкие расстройства: жалобы на снижение памяти, чаще всего двух видов (а) - не помнит, что куда положил; (б) забывает имена близких знакомых. В беседе с больным нарушения памяти не выявляются. Больной полностью справляется с работой и самостоятелен в быту. Адекватно встревожен имеющейся симптоматикой.

3 - мягкие расстройства: негрубая, но клинически очерченная симптоматика. Не менее одного из следующих: (а) невозможность найти дорогу при поездке в незнакомое место; (б) сослуживцы пациента знают о его когнитивных проблемах; (в) трудности поиска слова и забывчивость на имена очевидна для домашних; (г) пациент не запоминает то, что только что прочел; (д) не запоминает имена людей, с которыми знакомится; (е) куда-то положил и не смог найти важный предмет; (ж) при нейропсихологическом тестировании может отмечаться нарушение серийного счета. Объективизировать когнитивные расстройства можно лишь с помощью тщательного исследования высших мозговых функций. Нарушения могут сказываться на работе и в быту. Больной начинает отрицать имеющиеся у него нарушения. Часто легкая или умеренная тревожность.

4 - умеренные нарушения памяти: очевидная симптоматика. Основные проявления: (а) пациент недостаточно осведомлен о происходящих вокруг событиях; (б) нарушена память о некоторых событиях жизни; (в) нарушен серийный счет; (г) нарушена способность находить дорогу, осуществлять финансовые операции и.т.д. Обычно нет нарушений (а) ориентировки во времени и в собственной личности; (б) узнавания близких знакомых; (в) способности находить хорошо знакомую дорогу. Неспособность выполнения сложных заданий. Отрицание дефекта становится основным механизмом психологической защиты. Отмечается уплощение аффекта и избегание проблемных ситуаций.

5 - умеренно тяжелые нарушения памяти: утрата независимости. Невозможность припомнить важные жизненные обстоятельства, например, домашний адрес или телефон, имена членов семьи (например, внуков), название учебного заведения, которое заканчивал. Обычно дезориентация во времени или в месте. Трудности серийного счета (от 40 по 4 или от 20 по 2). В то же время, основная информация о себе и окружающих сохранна. Пациенты никогда не забывают собственное имя, имя супруга и детей. Не требуется посторонней помощи при еде и естественных отправлениях, хотя могут быть трудности при одевании.

6 - тяжелые нарушения памяти: не всегда возможно припоминание имени супруга или другого лица, от которого имеется полная зависимость в повседневной жизни. Амнезия на большинство событий жизни. Дезориентация во времени. Трудности счета от 10 до 1, иногда также от 1 до 10. Большую часть времени нуждается в посторонней помощи, хотя иногда сохраняется способность находить хорошо знакомую дорогу. Часто нарушается цикл «сон-бодрствование». Почти всегда сохранно припоминание собственного имени. Обычно сохранно узнавание знакомых людей. Изменяется личность и эмоциональное состояние. Могут быть: (а) бред и галлюцинации, например, идеи о том, что супруга подменили, разговор с воображаемыми лицами или с собственным отражением в зеркале; (б) навязчивости; (в) тревожность, психомоторное возбуждение, агрессия; (г) когнитивная абулия - отсутствие целенаправленной деятельности в результате утраты способности к ней.

7 - очень тяжелые нарушения памяти. Обычно отсутствует речь. Недержание мочи, необходима помощь при приеме пищи. Утрачиваются основные психомоторные навыки, в том числе навык ходьбы. Мозг больше не способен руководить телом. Отмечаются неврологические симптомы декортикации.

Наверх


Web-master Олейниц Э. В., Борисенко В. А.