Под таким названием в МК МИ НИУ «БелГУ» развёрнута выставка творческих работ студентов старших курсов, выполненных в рамках деятельности психологической службы, направленной на формирование позитивного образа своего профессионального будущего.
«Найдите работу, в которую влюбитесь,
и вам больше не придётся трудиться ни одного дня в жизни»
Конфуций
Выбор профессии является важным шагом на жизненном пути каждого человека. Поступая в медицинский колледж, молодые люди руководствуются различными мотивами: у одних среди родственников есть медицинские работники, другие обращались за медицинской помощью и заинтересовались медицинской средой, третьи посмотрели потрясающий фильм о героических буднях врачей и медсестер, спасающих жизни людей…
Включаясь в учебный процесс, студенты начинают переходить от иллюзорных представлений о медицине к реальным взглядам на эту область деятельности человека. Специальные предметы дают им знания о строении и особенностях функционирования человеческого организма, тонкостях выполнения манипуляций и процедур, практические занятия на базах погружают молодых людей в современную медицинскую среду. Овладевая знаниями и умениями по выбранной специальности, студенты корректируют в своём сознании образ будущей профессии. Как же узнать, воплотились ли их мечты в полной мере или встреча с реальностью заставила молодых людей усомниться, а, может быть, и разочароваться в своем выборе?
С этой целью психологическая служба МК МИ НИУ «БелГУ» организует среди студентов старших курсов тренинговые занятия. Юношам и девушкам предлагают разделиться на малые группы (по 3-5 человек) и создать коллажи на тему: «Моя будущая профессия – медицинская сестра (гигиенист стоматологический, фельдшер, акушерка, фармацевт и т.д.)». Для выполнения работы студентов оснащают канцелярскими принадлежностями и журналами, из которых можно делать вырезки. После объявления педагогом-психологом задания закипает бурная деятельность: ребята выдвигают различные точки зрения, в ходе их обсуждения происходит столкновение мнений и у каждой группы рождается общая концепция, которая находит своё воплощение в коллаже.
Затем наступает этап защиты работ, в ходе которого каждый коллектив представляет свой уникальный проект другим участникам тренинга, которые задают вопросы и выражают своё отношение к творческому продукту товарищей. Особенно ценной является обстановка сотрудничества, возникающая на занятии. Каждый студент чувствует себя в атмосфере безопасности, доверия и понимания, что способствует раскрытию его творческого потенциала.
Психологическая техника, используемая педагогом-психологом в ходе таких занятий, носит название футуропрактика. Она предполагает практическую работу со своим будущим – планами, мечтами, целями, фантазиями. Основой футуропрактики является прояснение истинных потребностей человека, отделение его настоящих желаний от навязанных извне – социумом, семьей, СМИ…Многие студенты именно на таких занятиях серьезно задумываются: «А что лично для меня означает профессия медсестры? Как я собираюсь выполнять свои обязанности? Есть ли у меня ресурсы, необходимые для этого?»
За годы деятельности психологической службы накопилось большое количество интересных и креативных работ студентов, что привело к возникновению идеи организации выставки, чему способствовали заместитель директора по УВР Л.В. Пахомова и старший методист отдела УМР и КО Т.В. Кравцова. Активное содействие процессу создания творческих работ и представлению их в форме выставки оказала председатель ЦМК общепрофессиональных дисциплин Н.В. Колганова, умело вплетая мотивационный компонент в изучение учебных курсов. Таким образом, благодаря сотрудничеству нескольких структурных подразделений возникла выставка, объединившая творческие работы старшекурсников под ёмким названием «Своей профессией горжусь!»
Монтаж работ и последующие открытие выставки происходило в помещении библиотеки колледжа при доброжелательном отношении её интеллигентных сотрудников З.В. Терец и Т.С. Митрофановой. На открытии выставки присутствовали представители администрации, преподаватели колледжа и студенты-первокурсники. Педагог-психолог С.А. Овсянникова рассказала присутствующим о психологических методиках, лежащих в основе создания работ, а председатель ЦМК общепрофессиональных дисциплин Н.В. Колганова сделала анализ влияния активных форм обучения на развитие личности студента с точки зрения педагогики. Каждый из присутствующих высказал своё мнение, подчеркнув сильные стороны выставки. Особенно интересными оказались высказывания первокурсников, которые проявили активное желание участвовать в таких формах работы. В конце мероприятия прозвучала песня «Люди в белых халатах» в исполнении В. Трошина, которая наилучшим образом выразила всеобщее настроение.
В настоящее время выставка экспонируется в рекреационном помещении на втором этаже и каждый желающий может познакомиться с представленными на ней творческими работами.
Хочется заметить, что в современном мире сверхактивности и стрессов особенно важно уметь справляться с тревогой неопределённости, иметь уверенность в завтрашнем дне. Именно в этом помогает футуропрактика, которая даёт возможность представить собственное профессиональное будущее, принять личную ответственность за свою судьбу, осознанно планировать дальнейшую жизнь.